Уроженец Вологодской области Василий Копылов сейчас живёт в Америке, в Бостоне. Как и другие члены его семьи, 10-го августа Василий Николаевич приехал в Вологду. В старинный северный город его привело знаковое для всего рода событие. В архитектурно-этнографическом музее «Семёнково» в нескольких километрах от города состоялась презентация их отчего дома, который с 2007 года - музейный экспонат. А сделал его таким как раз Василий Николаевич, последний хозяин старинного купеческого особняка.

Василий Копылов передал дом своего отца музею.
Фото: Юлия НАУМОВА
- Впервые предложение передать дом музею поступило мне еще в 80-е годы прошлого века, - рассказывает Василий Копылов. - Но тогда в нем жила моя мать, и речи об этом даже не могло быть. В 1992-м мамы не стало, но тогда были трудные времена, и уже музей не мог перевезти дом. Снова мне позвонили в 2007-м году и сказали, что готовы приехать ко мне в Ярославль и оформить документы на передачу дома.
В Ярославль Василий Копылов уехал в 17 лет получать профессию врача и с тех пор бывал в доме своего отца лишь на каникулах. Несмотря на то, что реставрационные работы сейчас завершены только с внешней стороны Дома Копылова, Василий Николаевич признается, что и в таком виде он очень похож на дом его детства.

Снимок, на котором видно, как выглядел фрагмент Дома Копылова в 20 веке.
Фото: Юлия НАУМОВА
- Я помню, каким он был 50-60 лет назад. Он раскрашен был точно так же. Я рад, что реставраторам удалось всё это восстановить, - рассказывает бывший хозяин. - Конечно, хотелось бы, чтобы дом оставался на своем родовом месте в Сямженском районе, но я понимаю, что сейчас это нереально, многие села там просто вымирают. А в нашем доме мы всегда будем бывать с удовольствием, теперь уже в качестве гостей.
По словам архитекторов, которые реставрируют Дом Копылова, очень многое в его облике нехарактерно для деревенских домов Вологодской области, да и в сельской местности вообще.

Реставраторам удалось воссоздать все цвета почти полностью.
Фото: Юлия НАУМОВА
- Фасадная покраска в деревнях, особенно в этом регионе, не использовалась, - рассказывает реставратор Сергей Гельфер. - Но здесь, помимо всего прочего, у нас цель как можно шире представить разнообразие сельского крестьянского жилища, показать, как оно трансформировалось от простой четырёхстенной избы до развитого шестнадцатистенка. И в этом ряду как раз удачно уместился дом, в котором много элементов городской архитектуры, явно подсмотренной хозяевами в период отходничества в города.

Архитектор Сергей Гельфер убежден, что впереди ещё много работы.
Фото: Юлия НАУМОВА
Вместе с тем, Сергей Гельфер отмечает, что в первоначальном виде цветовое решение дома было ещё более ярким. И специалисты решили сделать цвета более блеклыми, чтобы он не выглядел ляповато. То, что их родовое гнездо значительно отличалось от других сельских домов, понимают и сами Копыловы. Василий Николаевич признается, что касается это не только внешнего вида. Внутри тоже было городское убранство.

Вот так хозчасть выглядит снаружи.
Фото: Юлия НАУМОВА
Сын Василия Николаевича Андрей Копылов тоже неоднократно бывал в родном доме своего отца. Сейчас он тоже живёт в Бостоне и занимается медициной. Андрей Васильевич - анестезиолог. И у него с Домом Копылова связано много приятных моментов.
- Он всегда был каким-то особенным, что-то в себе таил, какую-то загадку, - вспоминает Андрей Копылов. - Среди прочей утвари я однажды нашёл хрустальную трость. Я не думаю, что она была обычным предметом быта. Она скрывала секреты этого дома. Помню большие ключи кованые, которые уже тогда выглядели, как музейные экспонаты. Вообще, я очень интересовался бытом этого дома, сам ходил пасти скотину, всё это я помню.

И вот так этот угол выглядит сейчас.
Фото: Юлия НАУМОВА
Интересные вещи находил в старинном доме, построенном еще в 1881-м, и Василий Копылов. Одна из поистине драгоценных находок - большой кошелёк с деньгами царской эпохи. Его он нашёл на чердаке. Деньги на тот момент, конечно же, уже были не в ходу, но было их довольно много.
- Тысячи рублей там были, а корова самая дойная на тот момент, когда я их нашел, стоила 12 рублей. Находил оружие - старое, конечно, уже тоже не действующее. Но его я захоронил, чтобы не иметь дел с правоохранительными органами. Получается, что жителям этого дома порой было чего бояться, - делится соображениями Василий Николаевич.

Балкон дома раскрашен ярко красной краской.
Фото: Юлия НАУМОВА
На сегодняшний день полностью завершена лишь внешняя отделка Дома Копылова. Впереди кропотливая работа внутри, ведь там есть только бревенчатые стены, которые предстоит облагораживать и воссоздавать интерьер, который был тоже небедным. Несмотря на то, что обоями деревенские дома никто в те времена не оклеивал, в Доме Василия Копылова они были. Всё это предстоит воссоздать реставраторам. Их задача ещё и воссоздать мебель, торговую лавку и все четыре печи, которыми отапливали дом, выстроить музейную экспозицию.
При своевременном финансировании, по словам Сергея Гельфера, работы внутри дома ещё примерно на два года. Столько же, кстати, реставраторы трудились и снаружи. Однако ручаться сейчас за своевременное выделение денег, увы, нельзя. Пока же о том, как будет выглядеть Дом Копылова внутри, рассказывают выставочные плакаты, размещенные на втором этаже. Там и фрагменты фасадов, и снимки оригинальных интерьеров с белеными печами и лавками.

Фамильное древо Копыловых.
Фото: Юлия НАУМОВА
Фамильное древо Копыловых насчитывает сейчас более 60 «яблок». По крайней мере, именно на яблоках нарисованного на холсте дерева написаны имена каждого члена семьи. И, что самое интересное, на презентацию Дома в Семенково приехали, пожалуй, все ныне здравствующие члены семьи Копыловых со своими детьми, внуками и жёнами. Очень многие из них бывали в этом доме раньше. Сохранились даже старые снимки, на которых видны фрагменты дома, так что легко можно сравнить, как дом выглядел в 20 веке и в каком виде дошёл до наших дней.
Кроме того, в дар музею семья Копыловых передала медный самовар, которому уже более ста лет. Василий Николаевич Копылов помнит, как они всей семьей пили из него чай. Сохранился до наших дней и стол, в материалах экспедиционного обследования названный «столом-киотом». Он располагался в красном углу дома. Сохранилось и дверное полотно двустворчатой двери из избы Василия Копылова. Благодаря расчистке участка двери от поздних красочных слоев специалистам удалось выявить первоначальные цветовые пигменты. Полученные материалы они использовали, в том числе для создания проекта покраски элементов экстерьера Дома Копылова.

Самовар, который Копыловы тоже передали музею.
Фото: Юлия НАУМОВА
Получается, история Дома Василия Копылова насчитывает уже более 130 лет. И большую часть этого времени он служил своим хозяевам верой и правдой, уберегая от природных катаклизмов, обогревая в минуты душевных тревог. Всю его теплоту теперь предстоит ощутить гостям этнографического музея «Семёнково». Скорее всего, среди них будут и далекие потомки уроженца Сямженского района Василия Копылова, которым сейчас по 8-10 лет. Родились они уже в Америке и пока с родителями говорят исключительно на английском. Но ведь всех секретов загадочной русской души ещё никому не удалось раскрыть, и, может быть, со временем она проявится в любви к старинному Дому Копылова, который теперь лишь музейный экспонат.

Памятный камень, установленный у дома в день открытия.
Фото: Юлия НАУМОВА
Это интересно
В 2012-м году музей в Семенкове получил на реставрацию дома Копылова грант Государственного департамента США в размере 100 тысяч долларов. И можно сказать, что Вологодской области повезло, ведь Госдепартамент выделяет лишь по одному такому гранту в год. В церемонии открытия дома приняла участие делегация Генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Мероприятие прошло в рамках празднования 200-летия Форта Росс.
Вернуться на главную